В чем отличие лотереи от рекламного розыгрыша? Мнение юриста.
Как провести розыгрыш призов, подарков, скидок или промо-кодов и не попасть при этом на штрафные санкции? Подобный вопрос нередко задают клиенты нашего рекламного агентства. Вы найдете ответ в этой статье, которая разъясняет отличия между денежной и маркетинговой лотереей, а также требования законодательства для правильной рекламы промоакции.
Лотерея
Лотерея – игра, которая проводится согласно с договором, где одна сторона (оператор лотереи) осуществляет розыгрыш призового фонда, а вторая сторона (участник) получает право на выигрыш, когда она признается выигравшей согласно с условиями лотереи. Закон от 11.11.03 № 138-ФЗ регулирует организацию и проведение лотерей.
Итак, в своем принципе, это взаимодействие двух сторон. Одна из них осуществляет розыгрыш (денежных средств или ценных предметов, которые разрешены в РФ), вторая – получает гарантированный приз, если обязательные условия розыгрыша выполняются. В качестве приза указывается или определенная часть общего фонда,или весь фонд целиком. Самое основное отличие коммерческой лотереи от иных розыгрышей с раздачей ценных подарков заключается в том, что выигрыш формируется за счет финансовых средств от реализации билетов.
В рамках лотереи выдают «лотерейные билеты» – документ (заявление, купон и т.д.), который предоставляет право на участие в розыгрыше. При этом, данный документ подтверждает согласие участников с условиями. Билеты для участников подлежат обязательной регистрации у оператора.
Организовывать лотерею в нашей стране имеют право только Министерство спорта и Минфин с разрешения Правительства РФ. Собственники бизнеса не вправе отпечатать билеты для лотереи и организовать розыгрыш. Они могут стать «оператором» розыгрыша, но понадобится пройти конкурс у организаторов. Незаконное проведение лотереи – нарушение, при котором власти могут назначить штраф. Штрафы следующие:
Промоакция с ценными призами
Помимо этого имеет термин — стимулирующее мероприятие. Под данным мероприятием понимают конкурсы, игры и т.д., когда для возможности участия надо заказать товар. Предположим, рекламная акция «Купи йогурт и найди под крышечкой супер приз» или «Заправь от 30 литров и участвуй в супер конкурсе». Подобные акции относят к рекламным, поэтому они регулируются уже другим законом — «О рекламе».
Такие мероприятия проводятся по инициативе предпринимателя, их нет потребности обязательно регистрировать. Но необходимо сообщить клиентам:
Как отличить лотерею от промо-акции?
Порой те или иные стимулирующие мероприятия называют «лотереями». И на самом деле, между ними имеются общие свойства:
Критерий | Коммерческая лотерея | Стимулирующая лотерея |
Каким образом формируется призовой фонд? | За счет проданных билетов: продали билетов на 500 тыс. – призовой фонд будет формироваться из этих 500 тыс. | За счет компании, устроившей промо-акцию. Например, магазин объявляет о розыгрыше ценных призов среди покупателей питьевой воды. Не имеет значения на какую точно сумму продан товар, призы и подарки покупаются за денежные средства фирмы. |
Чем подтверждается право на участие? | Купленным билетом. | Купоном/чеком (и так далее), который выдается совершенно бесплатно, после выполнения обязательных условий промо-акции или покупки товара. |
Риск для принимающих участие? | Имеется. Люди могут потерять деньги, не получая ничего взамен. | Отсутствует. Участники приобретают товар, а получение приза – приятный бонус. |
Таким образом, когда вы организовали промо-акцию, по которой каждый человек, покупающий товар или услугу на сумму, предположим, свыше 500 руб., получает бесплатный код и участвует в розыгрыше приза – это будет не лотерея, а стимулирующее мероприятие.
Какая бывает ответственность за нарушение проведения рекламной акции
Конкурсы в рамках стимулирующих мероприятий считаются видом рекламы. Поэтому проверку законности их организации проводит ФАС. Если госорган выявит нарушения, он выдаст предписание об их устранении. В частности, обяжет предпринимателя прописать недостающие сведения и т.д.
Кроме этого возбуждается административное дело по ст. 14.3 КоАП. Наказание может быть следующее:
Промо-акции с раздачей одинаковых подарков всем участникам.
Такие акции являются важной частью маркетинга розничной торговли. Смысл акций в предложении клиентам выгодной сделки, которая позволяет либо приобрести что-нибудь по более низкой стоимости, либо по одной цене получить больше товара.
На текущий момент существуют следующие популярные варианты промо-акций:
Для предпринимателей важно, что такие акции — не стимулирующие мероприятия. На них не распространяются обязательные требования закона «О рекламе». Значит, ФАС не предъявит претензии, когда магазин, например, не указал, насколько долго продлится акция «Два по стоимости одного».
Но как можно отличить стимулирующие мероприятия от обычной акций:
Надеемся, заметка ответила на большую часть вопросов, связанных с особенностями маркетинговых лотерей. Остались вопросы? Свяжитесь с нами WISE.PROMO, и мы ответим на них.